int(0)

Фотолента поста - Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

Автор: Conspiratus, 30.08.2018 - 11:38

Наше путешествие нельзя назвать спонтанным. Приготовления к нему началась за долго. Подготовка автомобиля к длительной поездке, подготовка нас, подготовка всего скарба. Пока мы готовимся, я расскажу о том, куда же мы собрались.

Дело в том, что просторы нашей матушки России таят в себе такие места и такие красоты, что с первого взгляда и не поймешь, Россия это или нет. И мы с супругом давно решили, что будем путешествовать не только по «заграницам», но и обязательно должны побывать во всех (ну если не во всех, то во многих) уголках родины. И так, мы запланировали поездку на Северный Кавказ: Ставропольский Край (КМВ), Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария.
Скажу сразу, что 2 недели — это чертовски мало для того, чтобы насладиться в полной мере этими местами и «надышаться» вдоволь свежим горным воздухом и утолить жажду горной и минеральной водами этих земель. Но обо всем по порядку.

Маршрут был заранее спланирован, путевая карта с отметками времени, остановок в населенных пунктах составлена, скарб подготовлен и оборудование тщательно протестировано в боевых условиях на выездах в Карелию.
Выезд из города (Санкт-Петербург) планировали в 19:20 - что успешно осуществили. Так как время пятничное, после рабочее - решено было выезжать на платную дорогу М11 Санкт-Петербург-Москва.

В двух словах о платных участках М11.
Дорога хорошая, асфальт качественный, не шумный. Через каждые 20-30 км площадки для остановок и ночевок (авто-кемпинги) с заправками контейнерного типа (в грузовом контейнере размещено все оборудование), освещение на опасных участках дороги светодиодное, яркое, холодного света, разделительные ограждения бетонные, скорость на платных участках ограничена 130км/ч. В общем, дорога хорошая. С учетом проезда по транспондеру от ЗСД в ночное время суток, мы потратили 750 рублей.

Не смотря на ограничения в 130 км\ч, наша крейсерская скорость составляла 120 км\ч по трассе. Тестировали машину на минимальный расход топлива. При этой скорости мы добились показателя в 6.5 литра на 100 км на всю дорогу, что в конечном итоге составило 7500 рублей за топливо на 2500 км пути – наша маленькая еврейская победа!

62 фотокарточки и много текста

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(1)
Родительский дом располагается в поселке Новотерском, совсем рядом с заводом по производству минеральной воды «Новотерская», у подножья горы Змейка. Но за окном ночь, южная ночь – черна как глаза той самой девушки из песни.
Принимается стратегическое решение разбирать багажник машины утром. А сейчас просто лечь спать.

Утро. 7:00. Южное солнце не любит долго спать и не церемонится на количество тепла. Лето – значит успей насладиться прохладным 25-градусным утренним ветерком. Но нам не повезло, и уже к 8:30 выйдя на улицу понимаешь, что в доме, пусть и без кондиционера, а лучше.

Но вещи сами себя не выгрузят. Приступаем к разбору машины.
Скарб у нас с собой большой, одного туристического шмотья больше половины багажника. И самое главное, это купленная перед самым отъездом палатка, как я мечтал, 4-х местная, двухкомнатная с тамбуром. Но о ней чуть позже.

Все оперативные дела выполнены, можно и осмотреться вокруг.

Сводка из энциклопедии:
Кавка́зские Минера́льные Во́ды (Кавминво́ды, КМВ) — группа курортов федерального значения в Ставропольском крае; особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации.

Регион-агломерация Кавказские Минеральные Воды, имеющий площадь более 500 тыс. га (5,3 тыс. кв. км), расположен на территории трёх субъектов Российской Федерации в границах округа горно-санитарной охраны:

в Ставропольском крае — города и города-курорты Георгиевск, Минеральные Воды (включая курорт Кумагорск и курортную местность Нагута), Пятигорск, Железноводск, Лермонтов, Ессентуки, Кисловодск, а также собственно районы Георгиевский, Минераловодский и Предгорный — 58 % всей площади региона;
в Кабардино-Балкарии — Зольский район — 9 % территории (лечебные грязи озера Тамбукан, Долина Нарзанов и другое);
в Карачаево-Черкесии — Малокарачаевский и Прикубанский районы — 33 % территории (зона формирования минеральных источников).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c...D0?ы.png


Об этом гласит википедия.
А от себя, могу сказать следующее: КМВ это самобытный регион нашей родины. Тут тесно переплетаются множество культур и народностей; минеральные воды, нарзаны, лечебные грязи – все это прямо у твоих ног, в прямом смысле слова.
Все свои эмоции и впечатления сложно описать, поэтому дальше будет 20 фотографий с описанием.
(рис. 2 - гора Змейка)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(2)
Первая поездка была запланирована в Теберду и Домбай.

Город Теберда расположен в Карачаево-Черкесской Республике на северных склонах Большого Кавказа, в 105 км к югу от Черкесска, на Военно-Сухумской дороге.

Долина реки Теберды — это среднегорный и высокогорный район. Ветровой режим в Теберде особый: фёны и горнодолинные ветры приносят чистый воздух с гор. Замкнутость долины Теберды влияет не только на температуру, но и на влажность.

Климат определяется горным рельефом, довольно низким атмосферным давлением, незначительной облачностью, относительно тёплой зимой и прохладным летом. Средняя температура самого холодного месяца зимы, января −2,3 градуса, в июле и августе +15,5 градуса. Продолжительность солнечного сияния здесь достигает 2200 часов в год (92 дня). Нужно отметить, что данный регион (КЧР) пользуется достаточно большой популярностью в зимнее время у туристов – любителей горнолыжного спорта. Но мы не зимой, а летом, а, следовательно, как любители природы останавливаемся не в коттедже, а разбиваем палатку на территории старого (заброшенного?) пионерского лагеря в Домбае.

Перед тем как отправиться в поход, остановились у горной реки Уллу-Муруджу. Широкая, крутая, быстрая, бурлящая, и дейстивтельно захватывающая дух река с чистейшей горной водой, которой мы запаслись в предстоящий поход. От этой реки не хочется отходить – ледяная свежесть здесь встречается с горячим воздухом – ощущения невероятные. Свежий прохладный воздух, перемешивается с потоками теплого, наполняет тебя бодростью и желанием двигаться только вперед, вверх.

(рис. 3 - Река Уллу-Муруджу)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(3)
Первый же маршрут состоится этим же днем, пойдем смотреть водопад «Чертова Мельница», Суфруджинский водопад, Ледник Алибекский.

...

Но горы решили несколько иначе. Сестренка, испив холодной горной водицы почувствовала недомогание. (своих детей у меня еще нет, но планируем). И я был удивлен, когда отец достал из рюкзачка, небольшую аптечу, и достал оттуда градусник и как оказалось не зря. Температура поднималась уже к 38 (далее в поликлиннике деагностировали ангину). Было принято решение не продолжать маршрут к водопаду и леднику и пойти в лагерь. К слову сказать, это уже второй раз, когда я не дохожу до ледника.

Вместе с нами в лагерь, наступая нам на пятки, опускался вечер. Сразу же начали лечить сестренку не только лекарствами 21-ого века, но и народными, традиционными для этого края снадобьями.
Так как уже темнело, мы с супругой пошли искать еще не закрывшиеся лавки, чтобы купить мед, шишки или балхам (в составе Балхама имеется сразу несколько активных ингредиентов: смола сосны, мед, топленое молоко и барсучий жир. Каждый из них имеет в составе витамины, способен усиливать иммунитет, бороться с бактериями и вирусами). Горный чай, кстати, в термос нам налили бесплатно, узнав, что девочка заболела. Употреблять сие лекарство полагается не в чистом виде, ложку балхама разводят в теплом молоке. При этом, максимальная доза в сутки – чайная ложка.

Сестренки, уставшие от похода, пошли отдыхать в палатку в свою детскую комнату, а мы продолжили готовить ужин.

Еще готовясь в поездку в Карелию, мы купили газовую горелку Primus, кстати еще одно название компании, которым начали называть все подобные вещи.
Достаточно дорогая горелка не подвела нас еще нигде. Расход газа минимален, при достаточно высоком КПД и малых размерах. На ней мы и готовили ужин – макароны с тушенкой! – готовить более изысканные кушанья типа ухи из форели местной, увы, было нидо жиру – нужно было срочно накормить семью.

Поужинав, разумеется, девчонки вернулись в палатку, а я с женой и отцом остались сидеть под открытым, но столь черным небом, что казалось будто над нами высокий темный потолок. Отец привез из Кизляра бутылочку коньяка, и она как нельзя кстати пришлась и развязала языки. Потекли истории, также греящие душу как коньяк.

Утро в Домбае отличается от утра в КМВ. Как минимум температурой. На самом деле, в Теберде и Домбае значительно прохладнее температура чем в КМВ, в срднем на градусов 10 ниже. Но это, я вас уверяю, больше плюс, нежели минус.
Это была первая ночь в нашей новой палатке. Проснувшись, первым делом трогаю потолок – сухой! Конденсат не скопился, а это уже победа.

После завтрака, с учетом здоровья сестренки мы изменили наши планы на походы и заменили их подъемом на конатной дороге на самую высокую смотровую площадку европы – гору Мусса-Ачитара.

(рис. 4 - Карта подъемников в Домбае)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(4)
Первая станция канатной дороги (высота 2265 м) самая многолюдная и, пожалуй, именно отсюда открываются самые красивые вида на ущелья рек Алибек и Домбай-Ульгена, а также красивые пики, домбайских гор, включая самую высокую гору этого района – Домбай-Ульген (4046 м). Здесь находится очень много ресторанов, включая знаменитую Летающую Тарелку, а также лотки продавцов местных сувениров.

Слово «доммай» по-карачаевски означает «зубр». Когда-то в домбайских лесах бродили целые стада могучих великанов. Название горы Домбай- Ульген, на языке исконных жителей этих мест, карачаевцев, означает «убитый зубр». Существует и другая версия, согласно которой Домбайская поляна была названа в честь охотника по имени Доммай, который, преследуя туров, убил зверя, но не удержался, упал с высокой горы в пропасть и разбился.

Спускаясь от станции канатной дороги, нужно повернуть направо, чтобы подойти к смотровой площадке, с которой видна Домбайская поляна в месте пересечения трех долин. Потом можно пройти в противоположную сторону по склону горы, чтобы посмотреть горные пики с разных ракурсов.

Затем нужно подняться на верхние станции канатной дороги. Вторая станция (3035 м) фактически является промежуточной, поэтому можно сразу подниматься на третью (3200 м), самую верхнюю станцию канатной дороги на горе Мусса-Ачитара – но так как было облачно, мы подниматься не стали и остались на втором уровне, 3030м.
На этой высоте снег не сходит почти никогда. И это вызывает достаточно странное ощущение, когда светит солнце выходя из-за облаков, оно обжигает с такой силой, что через 20 минут можно получить сильный ожег. Все местные продавцы ходят под толстым слоем крема на лице или в балаклавах. Так, что рекомендую с собой брать средства от солнца, даже если вам кажется, что солнце скрылось за облаками (не повторяйте наших ошибок), ему достаточно пару раз на пару минут выглянуть и ожег гарантирован.
Но при всем при этом, снег тает очень медленно, ручейки маленькими струйками бегут вниз, оставляю пещеры в снеговых шапках.

(рис. 5 - Фото гор с подъемника)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(5)
Любоваться этими видами можно, если не вечно, то очень долго. Но что бы картинка стала целой – нужно пообедать. Местные кафе предлагают на самом деле достаточно одинаковый выбор блюд. Шорпа, харчо, лагман, солянка – это из супов, и на второе: форель на углях, овощи на углях, шашлык, картошка и прочее.
Советую не тратить денег впустую и не расстраивать себя и свой утонченный вкус заказывая форель. Тут наверху с электричеством дела обстоят плохо – почти у всех где-то прячется генератор для морозилок. Поэтому почти все продукты скоропортящиеся – заморожены. Но поняли мы это уже после того как заказали ее. Скажу честно, рыба на троечку. Но вот поесть вкусной шорпы любуясь прекрасными видами стоит.

Погуляв еще немного, мы спустились к подъемникам. Но при виде снега мы не смогли удержаться не поиграть в снежки в июле. Это было прекрасно, как говорится и стар, и млад принялись ковырять (именно то слово, так как снег спресовался и стал очень плотным) снег и обкидывать друг друга снежками. И я вам скажу, это здорово!

(рис. 6 - На вершине (ну почти))

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(6)
рис. 7 - немного Таксидермии из Домбая

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(7)
рис. 8 - Домбай

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(8)
рис. 9 - Опоры на фоне вершин


Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(9)
рис. 10 - Еще немного горных видов

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(10)
рис. 11 - Горная река

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(11)
Но как бы ни хотелось, нам нужно было возвращаться в лагерь, чтобы собраться и вернуться домой. Изначальная поездка по расчетам должна была составить 3 полных дня, но в связи с непредвиденными обстоятельствами составила 2 неполных. Но это повод вернуться сюда. И не раз...

По мере приближения к КМВ цифры на приборной панели «Температура за бортом» УАЗа Патриота потихоньку росли. В восьмом часу вечера, когда мы вернулись температура воздуха, была 30 градусов. SMS от МЧС пришедшая сразу на все телефоны в машине не добавило оптимизма – предупреждение о том, что «В период с 13:00 до 17:00 09,10,11 июля в Ставропольском крае ожидается сильная жара 40 град.».

Сестренка поправилась буквально на следующий день после возвращения и была готова к следующим приключениям. Однако, родители были вынуждены вернуться в Кизляр через пару дней.

Медовые водопады

Медовые водопады - группа водопадов на реках Аликоновка и Эчки-Баш в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесии, Россия. Достаточно трудно описывать то, что представляется взору.

(Рис.12 - Медовые водопады)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(12)
Лишь скажу, что рекомендую посещать это место в будний день в первой половине дня – гарантировано мало туристов. Ближе к обеду приезжают туристические автобусы с экскурсиями. В принципе, если вы не на машине, можно приехать и с экскурсией. Цена на одного около 450-500р. с выездом из Пятигорска.

(рис. 13 - Медовые Водопады)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(13)
(рис. 14 - Медовые Водопады)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(14)
(рис. 15 - Медовые Водопады)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(15)
(рис. 16 - Медовые Водопады)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(16)
(рис. 17 - Медовые Водопады)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(17)
На обратном пути, мы заехали на рыбную ферму и взяли 4 килограма свежей (еще живой) форели. Вот именно эту форель я запомню на долгие годы.
Рецепт приготовления форели не сложный, но займет час-полтора вашего времени. Зависимо от снаровки.

Для этого потребуется:
Масло (кто-то рекомендует оливковое, но и подсолнечное вполне подходит)
Сама форель (почищенная от чешуи, но с головой – я рекомендую делать так, удобно фаршеровать, не вытекает сок)
На наши 10 фоерлей, я взял две большие луковицы
1,5 лимона
Зелень (петрушка и укроп)
Перец молотый
Соль

Очистив форель и распотрошив, ее посыпаю солью и перцем, поливаю маслом, затем убираю в контейнер и поливаю лимонным соком. Форель оставляю под крышкой на минут 40.

Пока форелька маринуется, нарезаем лук и лимон кольцами, добавляем зелень не мелко нарезанную. Немного посыпаем солью и перцем. Взбрызнуть немного маслом.

Опять-таки, некоторые готовят форель, как люля, на шампуре. Мне лично вариант такой неудобен, поэтому готовлю ее на решетке.

Каждую рыбину фаршеруем луком, лимоном и зеленью – пара колец лука, половина-кольцо лимона для средних размеров форели – достаточно.

Готовка на углях занимает около 20-25 минут.

Так как рыбы было много, жарил в два захода. Первая партия улетела так быстро, что мыслей даже не появилось начать фотографировать – так что фотографий свежей, запеченной форели нет. Но вкус ее я помню до сих пор.

(рис. 18 - Гора Кольцо - напротив съезда на дорогу к горе Кольцо и есть рыбная ферма)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(18)
На следующий день родители уехали.
Мы остались с супругой одни. Но если бы раньше, еще 10 лет назад это было поводом собрать всех друзей и загудеть, то сейчас все было иначе. Звонок другу, быстрые переговоры и на следующий день нас ожидает поездка в Джилы-Су.
Джилы-Су – это самый близко расположенный лагерь до Эльбруса, до которого можно добраться на машине. На самом деле, есть еще более близкая площадка, откуда начинают свое восхождение на Эльбрус альпинисты – гора Сирх. Но нам не повезло доехать до Сирха так как прошли дожди. Дорога грунтовая однополосная – в прямом смысле слова – справа скала, слева обрыв. Для разъезда машин предусмотрены карманы (пара штук) на пути. Т.е. в определенный момент тот, кто едет туда сдает задним ходом до кармана, чтобы пропустить встречное авто.
В общем, рисковать не стали, поехали в Джилы-Су. В ясную погоду отсюда тоже открывается вид на Эльбрус, но нам не повезло, сначала легкие облака, а потом тучи затянули небо.

Как рассказывают люди, это место известно достаточно давно, издревле сюда пешком и на лошадях по горным тропам добирались хворые, чтобы принять нарзанные ванны и попить целебной водички. Но только в последние годы правительство осваивает бюджет, построив прекрасную дорогу и проложив хороший асфальт до самих ван. Местные рассказывают, что для того что бы асфальтоукладчики и катки могли подняться по крутому серпантину вверх, натягивали тросы и ставили лебедки. Иначе они подняться не могли. В подтверждение слов скажу, что есть очень крутые участки.

(рис. 19 - Дорога к Джилы-Су)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(19)
Особой ценностью обладают местые грязи – желтова-красный налет на камнях. Его тщательно смывыбт тряпочками приезжие и сцеживают в бутылки, чтобы восстанавливать больные суставы. Ну и конечно же минеральные ванны. Время приема ванн разделено. Есть женские часы, мужские и общие. Наша цель была полюбоваться красотами, поэтому в очереди в ванны мы не стояли. Но стоит отметить, что в будний день тут практически пусто – на парковке (платная кстати, 100 рублей с машины в сутки) стояли только кемперы которые приехали судя по всему не на день и даже не на неделю. Спутниковые тарелки, генераторы и кондиционеры, походные бани – все говорит о том, что ребята приехали сюда на долго и основательно.

(рис.20 - Та самая желтая лечебная грязь)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(20)
Первым же делом пошли к водопаду - Султан. Это мощный водопад реки Кызыл-Кол высотой 40 метров. Как я уже говорил ранее, мы поехали после сильных дождей, в результате чего вода была очень грязная – дождевые потоки стекая с гор превращались в грязевые, смешались с рекой окрасив ее в бело-серый цвет. Однако, в интернетах достаточно много фотографий этого и других водопадов с чистой водой – очень красиво.

(рис.21 - Султан)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(21)
(рис.22 - Султан)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(22)
(рис.23 - Султан еще раз из далека)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(23)
Подходя в плотную к водопаду испытываешь какое-то необычное состояние. Захватывает дух! Начинаешь глотать воздух как рыба, выброшенная на берег. При этом расправляешь плечи и грудь.

Спустившись обратно по мокрому склону – тропинку смысло за несколько недель до нашего приезда, поэтому пришлось карабкаться по траве.

Дальше мы пошли к водопадам: Эмир (маленький, но живописный водопад) и Каракая-Су – самый большой водопад в КБР. Водопад образован рекой Кара-Кая-Су (тюрк. кара-черный, кая-скала, су-вода, название скалы дано, вероятно, из-за черных полос на скале, ибо сама скала в целом не является черной, а красновато желтая) при ее впадении в Малку. Огромные массы воды с невероятной скоростью срываются с отвесных склонов ущелья Малки. Река Каракая-Су берет начало у самой высокой в Скалистом хребте горы Каракая (3646 м.) в Кабардино-Балкарии.

(рис.24 - Дорога к водопадам)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(24)
(рис. 25 - Водопад Эмир)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(25)
(рис. 26 - Водопад Эмир и мы с супругой)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(26)
(рис. 27 - вдали от Водопада Каракая-Су - в правом углу можно заметить туман от разбивающейся воды)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(27)
(рис. 28 - Водопад Каракая-Су)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(28)
(рис. 29 - Водопад Каракая-Су)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(29)
Вымокнув до нитки, побрели обратно, к тому же погода стала портиться и начал накрапывать дождик.

Дорога обратно была еще более живописна.

(рис. 30 - Дорога домой)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(30)
(рис. 31 - Дорога домой)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(31)
Виды с Сирха на Эльбрус и просто виды на Эльбрус в хорошую погоду – прислал друг который занимается тур-маршрутами в КМВ (так же если соберетесь поделюсь номером).

(рис. 32 - Эльбрус)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(32)
(рис. 33 - Сирх)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(33)
(рис. 34 - Бермамыт)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(34)
(рис. 35 - Эльбрус )

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(35)
(рис. 36 - Эльбрус )

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(36)
(рис. 35 - панорама по дороге домой)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(37)
(рис. 36 - Дорога)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(38)
(рис. 37 - Дорога)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(39)
Дорога в Мин.Воды пролегает через Долину Нарзанов – мы не могли туда не заехать, к тому же на територии заповедника находится старый замок – Дача Калмыкова. Но на самом деле, замок не имеет никакого отношения к руководителю Кабардино-Балкарии Б. Э. Калмыкову. Это была Гос. Дача, построенная Всесоюзным акционерным обществом по иностранному туризму в СССР («Интурист»), с подчинением Хозяйственному управлению ЦИК СССР. Конечно, предполагаю, что отдыхали на даче многие, не исключая того самого Калмыкова, но личной его дачей замок не являлся. Да и не пустовал бы он сейчас.

Состояние замка удручающее. Народ после развала СССР и закрытия детского лагеря в 90-х разворовал все – даже двери кое где стащили, не говоря о батареях, проводах и сантехнике. Пару лет назад, когда я первый раз попал в этот замок, крыша была в более хорошем состоянии. Сейчас же она уже опустилась внутрь и неровен час, когда вовсе рухнет.

(рис. 38 - Замок Калмыкова)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(40)
(рис. 39 - Замок Калмыкова)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(41)
(рис. 40 - Замок Калмыкова - вид с самой верхней башни)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(42)
(рис. 41 - Замок Калмыкова - вид с самой верхней башни)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(43)
Немного поодаль от замка находятся источники – нарзаны с теплой водой. Не рекомендую набирать ее с собой в бутылки – достаточно пары часов что бы она из вкусной превратилась в воду, которую невозможно будет пить. Но тут на месте она очень вкусная, что главное – полезная.

(рис. 42 - Боевой конь в долине Нарзанов)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(44)
Поездка в Осетию

Поездка в Осетию была внезапной. Так как в КМВ пришли дожди, хоть и температура воздуха не падала ниже 25, мокнуть не хотелось. Посмотрев на карту местности, прикинув расстояние – 200 км до Осетии – решили, что не нужно упускать такую возможность. Звонок друзьям – они с нами. План простой, рано утром мы заезжаем за ними в Пятигорск и от них едем в Северную Осетию – Аланию. Матушка Андеря (друга) приготовила в дорогу нам аладушки... Пышные, вкусные аладушки, которые мы слопали очень быстро под горный чай едва въехав в Осетию.

Куда ехать никто из нас не знал. Все собравшиеся – любители гор. Поэтому показавшиеся где-то на горизонте пики гор определили наш маршрут. Поехали в сторону Алагира по Транскавкасзской магистрали. Нужно отметить, что почти по всей магистрали был уложен новый асфальт. Как мы потом понял, со временем там появится платная дорога – но это не точно. С одной стороны, шумят быстрые холодные воды горной реки Ардон, с другой нависают скалы, окаймленные растительностью и врезающиеся в небо. Дорога плавно поворачивает вслед за изгибами реки и вдруг, за очередным поворотом ты встречаешь огромное изваяние Георгия Победоносца, который словно выскакивает из скалы.

(рис. 43 - Георгий Победоносец)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(45)
Но Георгий-Победоносец — это не единственное название этой скульптуры. Местные жители называют его Ныхас Уастырджи. Уастырджи – имя божества в Нартском эпосе. Это герой, победитель, покровитель доблестных воинов. Во время христианизации Алании его имя стали ассоциировать с аналогичным христианским святым – Георгием Победоносцем и в Северной Осетии, где большая часть населения проповедует православие, эта ассоциация прижилась. Вот и называют скульптуру Георгия Победоносца, выскакивающего из скалы, именем Уастырджи.

(рис. 44 - Георгий Победоносец aka Ныхас Уастырджи с другой стороны)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(46)
Далее мы продолжили путь по транскавказской магистрали в сторону гор.
На одной из развилок, будущая жена моего друга заметила указатель на Цей. К стыду своему, для меня это название ничего не значило. Подруга рассказала, что еще ее бабушка бывала на этом курорте и рассказывала о том, как там красиво. Сам Ныхас Уастырджи велел нам развернуться и поехать в Цей. Как только свернули с магистрали, асфальт стал похуже, но все равно хороший, несмотря на то, что дорога превратилась в сплошной серпантин. К счастью, это была уже не первая поездка на Tiguan’е по серпантину, поэтому основные моменты были понятны, и дорога риска и страха не представляла.

(рис. 45 - с супругой на фоне гор)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(47)
(рис. 46 - с супругой на фоне гор)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(48)
В опеределенный момент асфальт сменился грунтовой дорогой, с вылезшими на проезжую часть корнями деревьев. На секунду я задумался о правильности нашего маршрута, но впереди блестнула «задом» - бампером малиновая пятерка. Это добавило мне уверенности. Как минимум, если 5-ка проходит по горной дороге, значит нам точно не стоит опасаться.

И действиетльно, чуть позже мы выехали на площадку санатория-курорта «Сказка». У поселка Бурон, там, где горная река Цейдон впадает в Ардон, начинается Цейское ущелье. Именно к нему мы и выехали. Здесь, как и в каждой гористой местности, берут свое начало множество горных потоков, которые разгоняясь и соединяясь друг с другом превращаются в полноводные реки: Ардон, Цейдон, Сказдон. Дон — слово сарматско-скифского происхождения, в осетинском языке оно сохранилось в значении вода, поэтому здесь с названиями все предельно просто.

Канатная дорога работала, хотя посетителей почти не было. 450 рублей с человека за подъем к леднику на высоту 2500м.


(рис. 47 - карта подъемников и окрестностей в Цейе)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(49)
(рис. 48 - подъемник)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(50)
Однако, для того что бы добраться до самого ледника, а точнее до места с которого откроется еще более прекрасный вида на него, предстоит преодолеть более 600 метров вверх. Мы выбрали верхнюю узкую тропинку-хребет, которая как мы потом поняли появилась в результате схода ледника. По началу были мысли спуститься вниз, до самого льда. Но несколько факторов отогнали мысли.
Во-первых, пока мы шли вверх, то и дело слышали какие-то глухие удары. Потом внимательно присмотревшись – увидели, что валуны, лежащие на снегу и льду, при его таянии, сваливаются и с грохотом падают вниз. При этом, камень уже упал и остановился, а до тебя только доходит звук. Во-вторых, как оказалось, спуститься вниз если и реально, то вот подняться вверх без веревки и оборудования, которого разумеется у нас не было, нереально. Мысли о том, что свалишься туда начали холодить кровь.

В итоге мы поднялись до максимально возможной точки, далее камни были совсем не устойчивые и при неверном движении мы вызывали небольшой камнепад. Но на самом деле вид и отсюда прекрасный.


(рис. 49 - узкая тропка)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(51)
(рис. 50 - вид на Цейское ущелье)


Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(52)
(рис. 51 - вид на Цейское ущелье)


Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(53)
(рис. 52 - вид на Цейское ущелье)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(54)
(рис. 53 - Ледник)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(55)
(рис. 54 - еще один вид на ущелье)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(56)
(рис. 55 - друзья привыкшие к горным походом то и дело убегали вперед)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(57)
(рис. 56 - Уставший ТС переводит дух)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(58)
Побродив немного, поиграв в снежки, мы побрели вниз по нижней тропе.

(рис. 57 - выше никак не подняться без снаряжения)


Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(59)
(рис. 58 - Жена отдыхает)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(60)
(рис. 59 - пытаемся добраться до снега - крайне опасная затея оказалась)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(61)
(рис. 60 - дорога обратно по нижней тропе)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(62)
Осетинский пирог.
Еще по дороге в Цей мы обратили внимание на большой дом-кафе, где запланировали угоститься настоящими осетинскими пирогами. Поэтому на обратном пути мы туда и заехали. Мы вошли во двор – людей нет. Начали ходить по этажам – людей нет. Спустились на первый этаж, пошли в сторону кухни – на встречу нам вышла бабушка лет 75, и обращаясь к нам как к внукам спросила, чего мы хотим поесть. К этому времени я уже очень проголодался и планировал съесть не менее двух пирогов. Поэтому заказ у нас был простой: 4 пирога нам. 2 со смясом. 2 с зеленью и сыром.
На что бабулька хихикнула, смерив наши фигурки оком и сказла, что дескать, а не многовато ли вам? Вы, говорит, 2 попробуйте осилить для начала.
Я удивился, но перечить не стал. Мы согласились на 2 пирога. 1 с мясом, второй с сыром и зеленью. Разумеется, кушать пироги в горах нужно под горный чай.

Спустя минут 20 нам вынесли первый пирог с сыром и зеленью...
Я не могу передать вкус пирога. Но размеры его, ребят, меня удивили. Это не пирожульки которыми нас кормят в мегаполисе. Это пирог весом под 3 килограмма, с ярковыраженным слоем начинки! А не толстенным слоем теста, к чему я уже привык. Оказалось, все несколько забавное. Мы не смогли даже половину мясного съесть. Завернули с собой, поели по дороге.

(рис. 61 - Осетинский Пирог)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(63)
Дорога домой (в Петербург) не прошла без приключений. Боевой конь показал ошибку на приборной панели, опыт подсказал что проблема либо в ЕГРе, либо в турбине (актуаторе), скорость упала до 100км\ч. И только в Петербурге заехав к знакомому, который помогает нам с машиной мы поняли, что проблемы как таковой не было. Отошла клема.

Но даже это не испортило тех впечатлений от увиденного, попробованного и выпитого на КМВ!

Осталось сюда приехать на новогодние каникулы. Жаль, что перед НГ ценник взлетает до небес.

Спасибо тем, кто осилил.

(рис. 62 - Финальная (я напутал с фото) Где-то посреди поля подсолнечника)

Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(64) int(65) int(66) int(67) int(68) int(69)
Из Санкт-Петербурга на Северный Кавказ

int(70) int(71) int(72) int(73) int(74) int(75) int(76) int(77) int(78) int(79) int(80) int(81) int(82) int(83) int(84) int(85) int(86) int(87) int(88) int(89) int(90) int(91) int(92) int(93)
Подписывайтесь на наш канал