Фотолента поста - Провинциальная Россия. Арзамас

Автор: Бредолог, 04.04.2017 - 18:53

Арзамас — третий по величине город Нижегородской области, центр военной промышленности и паломнического туризма. В Арзамасе проживает чуть больше 100 тысяч человек, но при этом, из-за частного сектора город имеет внушительную площадь. За день я прошел и проехал по Арзамасу около 60 км.

Источник: mikhail.krivyy

Дома-близнецы Будылина на Соборной площади Арзамаса. Конец XVIII века.

Провинциальная Россия. Арзамас

У многих Арзамас ассоциируется с атомной промышленностью, но атомная промышленность сосредоточена в закрытом городе Саров, что в 75 км от Арзамаса. Путаница возникает из-за его «секретных» названий Арзамас-16 и Арзамас-75. Саров до сих порт закрытый город, а поезда Москва — Саров называются Москва — Берещино и Москва — Первомайск. В Арзамасе же находятся два крупных предприятия оборонной промышленности: Арзамасский машиностроительный завод и Арзамасский приборостроительный завод.

Арзамасский машиностроительный завод — производитель военной техники, автозапчастей и спецтехники. Производит колёсные бронетранспортёры и лёгкие бронированные машины на их базе. Входит в состав ООО «Военно-промышленная компания». Бенефициар Олег Дерипаска.

Провинциальная Россия. Арзамас

Арзамасский приборостроительный завод — производство датчиков и приборов для авиации.

Провинциальная Россия. Арзамас

Еще одно известное предприятие Арзамаса — завод коммунального машиностроения «Коммаш». Его основная продукция — уборочная техника. Если вы встретили на улице оранжевую машину-пылесос, то скорее всего она из Арзамаса.

В экономике города доминирует промышленный сектор, который составляет 73%. На услуги предприятий торговли и общественного питания приходится только 7.1%.

Улица Гостиный ряд. Торговые ряды конца 18 века залепили вывесками, отремонтировали современными материалами и превратили в рынок из лихи девяностых. Тротуары отремонтировали по принципу «и так сойдет».

Провинциальная Россия. Арзамас

Иногда кажется, что навстречу из-за торговых рядов вот-вот выйдут Серега и Саймон из «Жмурок». В районе Соборной площади и автостанции складывается впечатление, что вернулся в лихие девяностые.

Провинциальная Россия. Арзамас

Но если выйти в советскую часть города, то попадаешь в провинциальные двухтысячные. Об этом сразу напоминают нелепые торговые центры с огромным количеством вывесок.

Провинциальная Россия. Арзамас

Благодаря заводам, город с большим историческим и культурным значением, получил вторую жизнь. Тем не менее, расположение города на Сарово-Дивеевском и Болдинском направлениях, делает его привлекательным для паломнического туризма. Это сразу бросается в глаза на Соборной площади, вокруг которой расположено большее количество киосков и магазинов рассчитанных на паломников — православная книга, православная еда и т. п.

Достопримечательности

Воскресенский собор на Соборной площади.

Провинциальная Россия. Арзамас

Воскресенский собор построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года по проекту местного уроженца Михаила Коринфского. Мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Воронихина. С Кафедральным собором в Хельсинки их роднит только эпоха.

Никольский женский монастырь. Основан при Иване Грозном в 1580 году.

Провинциальная Россия. Арзамас

Церковь Святого Николая на другой стороне Соборной площади также являются частью Свято-Николаевского женского монастыря.

Провинциальная Россия. Арзамас

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Построена в 1775 — 1784 годах.

Провинциальная Россия. Арзамас

Три в одном: Спасо-Преображенский собор, Благовещенская и Богоявленская церкви.

Провинциальная Россия. Арзамас

Как видите, достопримечательности в Арзамасе на любителя. По этому перейдем к самому интересному — реальной жизни.

Транспорт

Арзамас примечателен тем, что это единственной город в России, в котором до сих пор массово эксплуатируются автобусы ЛиАЗ-677М «Скотовозка».

ЛиАЗ-677М в его естественном состоянии. Соборная площадь.

Провинциальная Россия. Арзамас

По ощущениям около 30% автобусов Арзамаса это старые ЛиАЗ-677М, 50% более современные, но далеко не новые автобусы ЛиАЗ-5256 и оставшиеся 20% это автобусы ПАЗ. По факту, из 122 работающих в Арзамасе автобусов 47 — ЛиАЗ-5256, 35 — ПАЗ и 21 — ЛиАЗ-677М.

ЛиАЗ-5256 на Соборной площади.

Провинциальная Россия. Арзамас

Значительная доля автобусов ПАЗ работает на пригородных маршрутах. Относительно новые автобусы ЛиАЗ-5256 обслуживают самые загруженные маршруты соединяющие крупные промышленные зоны со спальными районами. Остальные маршруты обслуживают автобусы ПАЗ и те самые «Скотовозки» ЛиАЗ-677М. Так например, маршрут №1, соединяющий центр города с вокзалами, обслуживают как раз «Скотовозки».

Автовокзал — еще одно место в Арзамасе, где время остановилось.

Провинциальная Россия. Арзамас

Почти все пригородные и все городские маршруты обслуживает муниципальное предприятие «Арзамаспассажиравтотранс».

Провинциальная Россия. Арзамас

Автобус ЛиАЗ-677М стал первым в СССР массовым автобусом городской компоновки. Именно за наличие накопительных площадок и увеличенное количество мест для стояния автобус получил своё неприятное прозвище. Интересно, что более современные ЛиАЗ-5256 концептуально ничем не отличаются от своих предшественников. Больше того, старый ЛиАЗ-677М имеет более низкий уровень пола на задней накопительной площадке.

Автобусы ЛиАЗ-677М на улицах Арзамаса. Интересно, что, в отличии от своих более современных коллег, они не заклеены рекламой.

Провинциальная Россия. Арзамас

На сегодняшний день проезд в городском транспорте Арзамаса стоит 16 рублей. С апреля ожидается подорожание до 20 рублей (на 25%). Само собой, жители Арзамаса негодуют и не хотят платить 20 рублей за ЛиАЗ сорокалетней давности. Проездной стоит 850 рублей, с апреля 950 рублей. Школьный 400 рублей, с апреля 500. Социальные проездной с 1 апреля не подорожает и по прежнему будет стоить 500 рублей.

Задняя накопительная площадка ЛиАЗ-677М. Видно понижение уровня пола.

Провинциальная Россия. Арзамас

Помимо традиционных социальных проездных, в Арзамасе есть социальные билеты с ограничением по количеству поездок — стоит 400 рублей. В таком случае проездной билет это 39 специальных талончиков с номером месяца, которые у кондуктора обменивают на специальные билеты.

Почти на всех остановках есть схема движения общественного транспорта. Обратите внимание — без рекламы.

Провинциальная Россия. Арзамас

Сеть общественного транспорта Арзамаса насчитывает 14 городских маршрутов. Но у Арзамаса большое количество ближних пригородов, которые обслуживают уже пригородные маршруты. Стоимость проезда зависит от маршрута и начинается от 20 рублей. На пригородных маршрутах в основном работают автобусы ПАЗ, но ощутимую долю составляют всё те же ЛиАЗ-677М.

ПАЗ городского маршрута на фоне Воскресенского собора.

Провинциальная Россия. Арзамас

В автобусах Арзамаса действует система остановки по требованию. Если в салоне никто не нажал кнопку и на остановке никого нет, то автобус может проехать мимо. Также водитель может открыть только ту дверь, у которой была нажата кнопка. Это экономит время и тепло в салоне. В относительно новых ЛиАЗах почему-то кнопки на поручнях демонтированы и вынесены на место над дверью, как в Икарусах.

Жёлтый ЛиАЗ-677М и Церковь Владимирской иконы Божией Матери (1802 год).

Провинциальная Россия. Арзамас

Железная дорога

Арзамас — железнодорожный узел находящийся на пересечении железных дорог Москва — Казань и Нижний Новгород — Пенза. На широтной железной дороге Москва — Казань находится станция Арзамас-2. На ней останавливаются поезда следующие в Москву, Санкт-Петербург, Минск, Казань, Новокузнецк, Чебоксары, Нерюнгри, Улан-Удэ, Красноярск и другие.

Вокзал станции Арзамас-2.

Провинциальная Россия. Арзамас

С платформы вход на второй этаж вокзала. Удобно сделан подземный переход, в который не нужно спускаться из-за особенностей рельефа.

Провинциальная Россия. Арзамас

Из-за запуска скоростного пассажирского движения между Москвой и Нижним Новгородом параллельный ход Москва — Казань принял на себя большую часть грузового движения Транссибирской магистрали. Через станцию Арзамас-2 грузовые поезда идут с интервалами близкими к метрополитену. Также здесь можно встретить поезда состоящие только из вагонов «Почты России».

Электричка из Нижнего Новгорода на станции Арзамас-2.

Провинциальная Россия. Арзамас

Салон электрички из Нижнего Новгорода. Количество пассажиров впечатляет.

Провинциальная Россия. Арзамас

Ежедневно с вокзала отправляется около 20 пригородных поездов до Нижнего Новгорода, Мурома и Сергача. Время в пути до Нижнего Новгорода — 2 часа 40 минут. На маршрутах эксплуатируются современные электропоезда ЭД9М и ЭД9Э.

Мерзлотная станция в составе поезда Москва — Новокузнецк под электровозом ЭП1М.

Провинциальная Россия. Арзамас

Станция Арзамас-1 находится на железной дороге Нижний Новгород — Пенза. Здесь останавливается всего три поезда: Санкт-Петербург — Уфа, Санкт-Петербург — Самара и Воркута — Адлер.

Вокзал станции Арзамас-1, 1901 год.

Провинциальная Россия. Арзамас

Рядом со станцией есть часовня и мемориал, на котором высечены имена погибших в Арзамасской железнодорожной катастрофе.

Провинциальная Россия. Арзамас

В 1988 году при подходе к станции взорвались вагоны грузового поезда, в которых перевозили гексоген, тротиловые шашки, аммонит и оксоген. Взрывом был уничтожен 151 дом, 823 семьи остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Помимо железнодорожных объектов пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов. В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов.

Поезд Адлер — Воркута на станции Арзамас-1.

Провинциальная Россия. Арзамас

Современный Арзамас

Арзамас очень грязный город. Передвигаться пешком крайне затруднительно. Такое впечатление, что в Арзамасе не знают что такое поребрик. И что такое бордюр тоже не знают.

Провинциальная Россия. Арзамас

Типичная ситуация — проезжую часть от тротуара можно отличить только по количеству грязи. И это один из центральных перекрестков города.

Провинциальная Россия. Арзамас

Автостанция со стороны улицы Ленина. Среди грязи и асфальта автобусная остановка.

Провинциальная Россия. Арзамас

Не все тротуары плохие. Но количество мест, куда можно пройти не испачкав ботинки сильно ограничено.

Провинциальная Россия. Арзамас

Еще одна вещь, которая ввела меня в небольшой ступор. Регулируемый пешеходный переход — найди светофор. Почти на всех перекрестах Арзамаса такая система.

Провинциальная Россия. Арзамас

Въезд во двор на улице 9 мая.

Провинциальная Россия. Арзамас

Двор напротив. Местами приходилось идти по проезжей части, на тротуарах даже говнодавы не спасали.

Провинциальная Россия. Арзамас

Некоторые дворы выглядят лучше и мало отличаются от Великого Новгорода.

Провинциальная Россия. Арзамас

Спальный район у Арзамасского приборостроительного завода.

Провинциальная Россия. Арзамас

Это прекрасно. Арзамасский коммерческо-технический техникум. Фото на здании — Марсово поле с убранной в фотошопе Эйфелевой башней. И это еще не всё, там на территории колледжа еще истукан с острова Пасхи есть.

Провинциальная Россия. Арзамас

Я узнаю его из тысячи. Через два дня в Уфе я жил напротив точно такой-же телефонной станции. Тема грязи и бордюров раскрыта и на этой фотографии тоже.

Провинциальная Россия. Арзамас

В Арзамасе на многих улицах вообще нет ливнёвой канализации. Это не улицы, а обыкновенные загородные дороги с дренажной канавой и узким тротуаром за ней. Канавы постепенно заплыли, заилились, засыпались песком после зимы и окончательно исчезли. Воде уходить не куда. Даже во время небольшого дождя повсюду ручейки из грязи.

Интересное явление. Вроде пешеходная улица.

Провинциальная Россия. Арзамас

А вроде и нет.

Провинциальная Россия. Арзамас

Кто-то решил, что загородить нелепым строением церковь конца 18 века это нормально. С беспорядочным строительством в Арзамасе такая же беда, как и в других городах России.

Всё

Провинциальная Россия. Арзамас

Подписывайтесь на наш канал