int(0)

Фотолента поста - Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

Автор: Раздумьe, 16.05.2018 - 09:46

"Где череп был зацвел коралл,
В глазницах жемчуг замерцал.
Ты слышишь колокол наяд?
По тебе они звонят…"

Это парафраз песни Ариэль из пьесы Шекспира «Буря», а ниже вы видите картину английского художника XIX века Эверетта Милле «Офелия». Но сегодня у нас с вами речь пойдет о юной девушке, умершей не двести лет назад, и даже не во времена Шекспира - более четырех веков назад, а о «невесте из древнего Рима» - эпохи, отстоящей от нас почти на два тысячелетия.

11 января 1889 года в котловане под фундамент будущего «Дворца Правосудия» в Риме недалеко от берега реки Тибр обнаружили два античных беломраморных саркофага. На одном из них было женское имя, на другом мужское: Криперия Трифаена и Криперий Евхуд. Были приглашены археологи, но вскоре стало ясно, что хотя саркофаги не вскрывались, из-за глубины захоронения и близости реки они не раз затапливались грунтовыми водами. Транспортировка тяжелых саркофагов полных воды оказалась весьма проблематичной задачей, а потому решили вскрыть их прямо тут на месте. Весть о находке быстро облетела округу и вокруг котлована собрались зеваки – сверху наблюдать даже удобнее чем внизу. Первой осторожно сняли крышку саркофага с женским именем и вздох удивления пронесся по толпе: в полупрозрачной воде саркофага колыхались длинные темные волосы, бледное лицо с широко распахнутыми глазами смотрело вверх, лоб обрамлен чудесным золотым венком…

- Наяда, настоящая наяда… это чудо… - шепотом пронеслось по рядам зрителей.

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(1)
Но чудес не бывает, уж точно не в нашей с вами реальности…

Волосы оказались длинными нитями корней водяного растения, бледный лик с распахнутыми глазами – белеющим черепом с пустыми глазницами, а золотой венок оказался… золотым миртовым венком на челе юной девушки, умершей много сотен лет назад.


Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(2)
Исследовав кости ученые пришли к выводу, что они принадлежали девушке в возрасте всего около 18 лет ( точнее от 15 до 20 лет).

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(3)
Неглубокий рельеф на саркофаге показывает скорбь отца и матери у ложа заснувшей смертным сном юной дочери.

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(4)
Скорей всего Криперия была из далеко не бедной семьи Рима, хотя ее имя греческого происхождения. Да, она явно не была аристократкой, наверняка, не из патрицианской семьи или древнего, пусть, и плебейского римского рода. Но Рим в то время уже в большей степени принадлежал богачам-нуворишам, а не аристократам древних фамилий.

Нет, конечно, семья Криперии, не относилась к сверхбогатым или очень богатым семействам, скорее к категории просто обеспеченных граждан Рима, этакий средний класс античности – торговцы средней руки, лавочники.

Золотое ожерелье Криперии с сапфирами


Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(5)
Золотые сережки

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(6)
Брошь

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(7)
Кольца-перстни



Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(8)
еще

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(9)
А вот это кольцо совершенно особенное!

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(10)
На нем имя - Фелитус, зачем же девушке кольцо с чужим мужским именем?

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(11)
Это обручальное кольцо, подарок жениха невесте на помолвку.

Но почему именно жениха, -спросите вы меня, - почему не мужа? Откуда вы знаете, что Криперия не успела выйти за него замуж?

Увы, она умерла до свадьбы, об этом говорит находка в саркофаге куклы...

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(12)
Это кукла, которую дарили девочке родители - символ ее детства. Когда девушка выходила замуж, она приносила свою куклу в дар богине Диане, вечной девственнице, прощаясь со своим детством.

Большинство таких кукол найдено в храме богини, лишь единицы - в могилах девочек.

Кукла не деревянная, как может показаться, она из слоновой кости и была роскошно одета, как, наверняка, и сама Криперия. Время безжалостно уничтожило все одежды.

Но посмотрите на кольцо на левой руке куклы!


Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(13)
На этом кольце находится маленький ключ от шкатулки

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(14)
Шкатулка находилась там же в саркофаге, рядом с куклой. Сделана так же из слоновой кости.

Вот она - на фотографии.

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(15)
Что же в ней было?

Смотрите сами:

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(16)
Маленькие серебряно-медные зеркала, заколка из коралла

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(17)
Две расчески из слоновой кости, очень похожие на самые обычные современные из пластмассы



Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(18)
Золотые кольца для куклы

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(19)
Кстати, именно кукла помогла датировать примерное время смерти нашей "невесты".
и радиоуглеродный анализ здесь совсем не причем!

Смотрите внимательно - в профиль.

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(20)
Три четверти.

Удивительно красивая и тщательно сделанная кукла, но как же она может нам помочь с датировкой?

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(21)
На самом деле, когда вы рассматриваете чужие старые фотографии, то по одежде и прическам людей легко определить время съемки: rопна волос на голове - 90-ые; длинные патлы молодежи - 70-ые; короткие волосы с напомаженными завитушками у женщин - ревущие 20-ые годы ХХ века.

Точно так же было и в античное время, мода на прически менялась довольно быстро. Но в древнем Риме стиль причесок задавали вовсе не рок-идолы или звезды кино.

Угадайте кто?

Ни за что не угадаете! Скульптурные портреты августейших особ.

Каждый римский город обязан был поставить на самом видном месте скульптуры императора и его жены. И все как один в едином благочестивом патриотическом порыве подражали взглядам императорской четы во всем, в том числе и во взглядах на моду и прическу.

А вот вам и прототип прически нашей куклы.


Императрица Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия.



Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(22)
Годы правления Марка Аврелия - 161 -180 гг. н.э., а значит наша невеста жила во второй половине второго века в Риме, обручилась с молодым человеком по имени Фелитус и умерла так и не дожив до дня своей свадьбы.

Фелитус так и не услышал от нее заветные слова, что произносила каждая римлянка, выходя замуж. Там нет слов о "печали и радости" или "пока смерть не разлучит нас".

Женщина говорила своему мужу: "Куда ты Гай, туда и я - Гайя".

И эта простая формула без всяких высокопарных слов есть обещание: "Где ты - там отныне и я - твоя жена..."

И с этого момента начиналась для нее новая взрослая жизнь...



Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(23)
А как же легенда о находке в древнеримской гробнице прекрасной девушки-девочки, чьей нетленной красотой восхищались художники и простолюдины?

Это всего лишь легенда, не имеющая отношения к действительности?

И да, и нет.

Но об этом уже будет наш рассказ в следующей публикации... и о других куклах тоже.

С историей невесты из вечного города вас познакомил ЛысыйКамрад (он же Рзадумье).

Еще одна замечательная древнеримская кукла из слоновой кости, на руках и ногах ее золотые браслеты, на шее - золотое ожерелье

Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

int(24) int(25)
Невеста из Рима. Мумии и скелеты. 35

Подписывайтесь на наш канал