int(0)
Хотя на некоторых самолетах на заре авиации для определения скорости использовались анемометры, основным прибором для этой цели стали трубки Пито – и остаются до сего дня. Это простое и надежное устройство, однако и его можно вывести из строя, причем с катастрофическими для самолета последствиями.

схема трубки Пито

Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(1)
Привести трубку Пито в негодность несложно: достаточно блокировать ее отверстие. Причин, по которым может произойти блокировка трубки, как показывает практика, масса. Самый простой и очевидный – обледенение: нарастающий в полете на трубке лед блокирует ее отверстие. В силу очевидности способ борьбы с обледенением разработан давно, и заключается в подогреве трубки. Этого в большинстве случаев оказывается достаточно для безопасного полета, но, случается, система подогрева трубки отказывает. Тогда происходит что-то подобное как в случае с McDonnell Douglas DC-9-32 Austral Líneas Aéreas в октябре 1997 году в Уругвае.

Тогда блокированная льдом трубка начала показывать давление (и, следовательно, скорость) меньшее, чем на самом деле. Пилоты, решив, что падает тяга двигателей, увеличили ее до предела, разогнав самолет до предельной скорости. Но показания, снимаемые с трубки, не увеличивались, и тогда экипаж, считая, что приближается к сваливанию, решил увеличить несущие свойства крыла, выпустив его механизацию. На повышенной скорости это привело к отрыву одного из щитков, возникновению аэродинамической асимметрии и потере управления. На борту находилось 74 человека.

По причине отказа подогрева трубки Пито разбился и Boeing 727 Northwest Airlines в декабре 1974 года, блокировка трубки льдом признана наиболее вероятной причиной сравнительно недавней катастрофы Airbus A330-200 авиакомпании летом 2009 года, когда погибло 228 человек.

Следы "побежалости" после прогрева (а греется она докрасна.. не дольше 2-х минут)

Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(2)
Но не только лед является причиной блокировки трубок. Достаточно часто на стоянке, особенно в тропических странах, в них залезают некрупные насекомые, и результат тот же – трубка выходит из строя. В некоторых случаях это также приводит к опасным ситуациям и даже к катастрофам, таким как Boeing 757-225 авиакомпании Alas Nacionales в феврале 1996 года, повлекшей гибель 189 человек. Хотя точная причина блокировки трубки в данном случае определена не была. Наиболее вероятной было заползание в трубку пилюльной осы-сцелифрона с целью устройства там гнезда. Гнезда эти осы строят из глины, так что трубку они могли заделать намертво, но и просто наличие насекомого в трубке делает ее показания очень искаженными.

пчела в трубке

Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(3)
Для того, чтобы в трубки на земле никто не заползал, их зачехляют. Но и это не всегда помогает – ведь чехлы можно потом забыть снять. Так произошло с Boeing 757-23A Aeroperú в октябре 1996 года. Итог – 70 погибших…



Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(4)
Дублирование трубок не очень помогает: в полете пилотирует самолет один человек, и на одно рабочее место подаются данные только с одной трубки. Проверить же показания второй трубки пилоты не всегда догадываются, а в случае сбоя системы обогрева могут быть заблокированы обе трубки.

их много

Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(5)
Помощь в деле определения скорости самолета при отказе трубок может оказать GPS, но и у нее есть недостаток: в штормовых условиях связь со спутниками установить может не удаться…

но пилоту надо ползать по всей кабине АН 148 что бы определить работает эта штука или нет



Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(6)
вот так раскиданы эти органы управления и контроля по кабине АН 148


Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(7)
Хотя у пилотов естть ЧЕК лист в котором одной из главной позиций есть проверка как раз этого датчика - включение его обогрева.. Из инструкции АН 148



Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(8)
На дворе 21 век, а самолеты бьются вот из-за такого не совершенного решения...

В руках каждого человека персональный компьютер, операции делают роботы, в космос летают теслы, а самолетные системы определения скорости все еще происходят по трубке Пито...

а потом сидят мужики из комиссий и ломают голову..почему так?

комиссия по крушению


Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(9)
Но в мире авиации естть свои Илоны Маски..из совершенно не авиационной державы приходят "революционные идеи": австралийцы предложили дублировать датчик (трубку Пито) лазером..как в беспроводной мышке

типа этого


Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(10)
и хомячков уже разводят на инвестиции и восторг от этой идеи.. Но причина отказа от такой простой идеи А и В очевидна: а где гарантия, что этот датчик так же не залепит льдом и он будет врать?

Но инноваторы не сдаются ведь?


Всем удачи. У меня все.

безопасность полетов в России..может так кому-то станет легче


Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(11) int(12)
самое забавное, что чиновники от Росавиации начали "чистить хвостики"

Информация по безопасности полетов от 12.02.2018. То есть через день после катастрофы АН148. Но даты указанные в документах 4 и 5 числа этого месяца.

Суть: Мол, ДО катастрофы мы знали и предупреждаем, что имеют место быть случаи ОТКАЗОВ этих самых датчиков. А именно 7 (СЕМЬ!!) подобных случаев за 2 дня!! Благо без происшествий.

Таким образом получается, что по московскому авиаузлу УЖЕ была достоверная информация о схожих проблемах и ТРУБИТЬ о ней надо было как раз 6-7-8-9 и 10ого числа. Выдавать предупреждения диспетчерам и пилотам ПЕРЕД вылетами..

Но только когда петух жаренный клюнул в жопу, тогда появилось распоряжение которое обязательно было ко вниманию всем оперативным работникам и пилотажным группам!!

Но увы, чиновники опять опосрались и выпустили письмо после смерти 71 невинного человека.



Про замерзший датчик - трубка Пито: причина катастроф (мысли про АН-148)

int(13) int(14) int(15) int(16) int(17) int(18) int(19) int(20) int(21) int(22) int(23) int(24) int(25)
Подписывайтесь на наш канал