int(0)

Фотолента поста - Строим устройство для фугования на рейсмусе

Автор: whatze, 22.08.2018 - 22:52

Название этой статьи звучит несколько вызывающе. Фуговать надо на специальном фуговальном станке, а на рейсмусе - рейсмусовать. Разница на самом деле огромная. Фугование – это создание базы – идеально плоской грани по пласти (или по кромке, которая при этом должна быть перпендикулярна пласти), убирая при этом горбы, впадины и винты. Рейсмусование - это выравнивание материала вдоль противоположной плоскости по толщине. Если у вас есть база, полученная на фуганке – противоположная плоскость обработанная на рейсмусе будет идеально параллельна базе, то есть идеально плоской. Если нет изначальной базы – то обрабатываемая на рейсмусе поверхность будет идеально параллельна изначально имеющейся кривой поверхности, то есть плоскостью она не станет никогда. Вот тут я попытался проиллюстрировать ситуацию (профи и так в курсе, а остальным будет проще понять суть проблемы). Толщина обрабатываемой доски-лыжи преувеличена для наглядности.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(1)
Так о чем же сыр бор? Почему не фуговать на фуганке? Проблема в том что хороший фуганок стоит дорого. Нет, не так, он стоит БЕЗУМНО ДОРОГО – практически неподъемно для непрофессионалов. Приличный хоббийный реймус с шириной обработки 330 мм можно приобрести в интервале 300-500 долларов – много, но затянув поясок такую покупку могут себе позволить даже любители. И это будет настольный агрегат, который после работы можно заткнуть под стол или убрать в шкаф. Фуговальный станок с такой шириной обработки легко потянет на пару тысяч баксов и будет он размером с небольшой холодильник. Уверен, ваша супруга такое не потерпит у вас в спальне. Приобрести и использовать такую технику под силу только профессионалам, которые с помощью столярки зарабатывают деньги, и только в хорошо оборудованной мастерской.

Здесь я хочу рассказать о том, как я сделал приспособу, которая позволяет решить проблему фугования для нас, хоббиистов, работающих по выходным в гараже или сарае. Для изготовления понадобятся рейсмус (предполагается, что у вас есть рейсмус – иначе зачем вам такая приспособа для фугования?), пильный стол, фрезер и сверлильный станок. Делаем из МДФ и обрезков дубовой паркетной доски, оставшейся после ремонта. Идея проекта не нова, она была опубликована в 70-е годы прошлого века в журнале «American Woodworker», но я ее модифицировал под имеющиеся у меня материалы и конкретную модель рейсмуса (DEWALT DW735). Вот тут чертеж в Скетчапе (кому надо могу поделиться).



Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(2)
Все начинается с роспуска листового материала. МДФ стабильна, ее не коробит, поэтому используем ее для создания плоскости станины – относительно нее мы будем рейсмусовать. МДФ понадобится двух типов – толщиной 6 мм для верхней и нижней панелей…

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(3)
… и толщиной 19 мм для внутренних элементов жесткости торсионного бокса. Толстый МДФ напиливаем на полосы…

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(4)
…и часть из них шинкуем на более короткие прямоугольные кусочки.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(5)
Получается что то типа такого набора.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(6)
Далее для работы нам понадобится идеально ровная горизонтальная плоскость. Я использовал три ваймы, выровняв их по уровню с помощью деревянных клиновидных подкладок. Добиваемся горизонтальности по двум осям и проверяем диагонали.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(7)
Когда все ровно накрываем ваймы листом толстой МДФ – это наша поверочная плоскость. На этапе ее создания надо постараться, если она будет кривой - плоскость нашей базы тоже получится кривой, и тогда при фуговании мы всегда будем иметь остаточную кривизну.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(8)
На верхней панели станины выклеиваем сетку из ребер жесткости, прижимая гнетом. Никаких скрепок, шпилек и винтов – все на клею.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(9)
Эта процедура не обязательна, но мне часть набора ребер пришлось делать из другого куска МДФ, который оказался немного толще. Поэтому выравниваем все пропуская через рейсмус (вот поэтому и не использовал шпилек – чтобы ножи не запороть!).

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(10)
Возвращаем нашу будущую станину на рабочий стол, еще раз убеждаемся что все идеально ровно (после следующей операции поправить уже ничего не получится!)

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(11)
Готовим вторую (нижнюю) панель, намазываем раму клеем (Тайтбонд 3 в моем случае, но можно использовать второй)

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(12)
Соединяем детали, придавливаем их гнетом и проверяем вылет нижней панели станины – он должен быть одинаковым со всех сторон. Нижняя панель по ширине подобрана так что она точно помещается между двумя направляющими на рабочем столе рейсмуса, и мы хотим чтобы верхняя панель при движении двигалась параллельно этим направляющим.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(13)
Теперь пришел черед поработать с дубом. Сперва сделаем сухари. Паркетную доску нарезал на брусочки с запасом по двум размерам, и склеил их в пакет по две – чтобы набрать нужную толщину.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(14)
Фуганка у нас нет, поэтому фугуем на пильном столе (да, для небольших деталей так тоже можно). Зажимаем их в специальную каретку и опиливаем с одной стороны создавая базу. Диск уже тупой – поджигает. На данный момент я его уже поменял ))))

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(15)
Теперь, когда у нас есть база, снимаем лишний материал, создавая противоположную грань. Пильный стол это делает хуже рейсмуса, но быстрее. Оставляем запас…

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(16)
… и потом вгоняем в точный размер на рейсмусе.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(17)
Убеждаемся что размер брусков точный, и они правильно ложатся куда надо не оставляя зазора по толщине. Если что – подгоняем на рейсмусе.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(18)
Выбираем четверть. Это можно сделать на пильном столе с помощью даду-диска (она же пазовая пила, он же наборный пильный диск), но поскольку у меня есть стационарный фрезерный стол, встроенный в верстак – то быстрее на нем.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(19)
Брусок с выбранной четвертью нарезаем на сухари нужной длины. Я сделал их длиной 76.2 мм (три дюйма).

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(20)
Слегка скругляем острые грани с помощью наждачной бумаги и размечаем места для отверстий.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(21)
Первое отверстие в центре верхней грани делается во всех 12 сухарях. Сверло номер 7 (диаметр 5.1 мм) – под дюймовую резьбу ¼-20. Отверстия глухие – сверлим с ограничителем глубины.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(22)
Метчиком ¼-20 нарезаем резьбу. Да, в дубе можно нарезать резьбу метчиком, и да он ее отлично держит – почти как алюминий ))))

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(23)
Дальнейшие операции делаем с шестью сухарями из двенадцати. В вертикальной наружной грани сверлим глухое отверстие под потай (3/4 дюйма, 19 мм), в его центре – сквозное диаметром ¼ дюйма (6 мм) – под болт…

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(24)
которое у выхода рассверливаем под посадку забивной гайки до диаметра 5/16 дюйма

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(25)
Намечаем, и высверливаем отверстия под усы забивных гаек. Если этого не сделать дуб треснет. Он даже так может треснуть – если сверлить недостаточно глубоко )))

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(26)
Впрессовываем гайки (с помощью шайбы, и длинного болта, вкручиваемого с обратной стороны) и заливаем их эпоксидной смолой, стараясь не попасть на резьбу.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(27)
Покрываем готовые сухари тунговым маслом в несколько слоев. Эти детали готовы.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(28)
Теперь делаем качалки, которые будут использоваться для выравнивания доски. Клеим паркетную доску в два слоя – чтобы набрать толщину.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(29)
Запрессовываем в струбцинах, сушим как минимум сутки – предстоит серьезная механическая обработка, надо чтобы клей полностью набрал прочность.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(30)
У паркетной доски есть база по пласти – относительно рейсмусуем в размер по толщине.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(31)
Фугуем по ширине на пильном столе, заодно создавая перпендикулярную кромку.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(32)
И рейсмусуем кромки в размер, заодно в конце процесса подчищая фугу, созданную пильным диском.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(33)
Торцуем наши бруски в размер

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(34)
И делаем пропилы на глубину 11/16 дюйма – тут мы будем выбирать фигурный профиль.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(35)
Ставим наборный диск – для скорости и снимаем материал на глубину 9/16 дюйма. То же можно сделать на ленточной пиле (но у меня ее нет) или аккуратно отпилить ручной пилой для продольного пиления (лучше всего японской риобой).

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(36)
На тарельчатом шлифстанке создаем скругление по внешним краям профиля (это для скорости, можно все было сделать вручную, как будет показано ниже).

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(37)
К внутренней кромке подобраться шлифстанком не получится, поэтому выбираем все острой стамеской и зашлифовываем вручную.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(38)
Теперь сделаем винтовые зажимы. Склеиваем две паркетные доски по кромке – чтобы набрать ширину. Клеим на гладкую фугу, сделанную на пильном диске.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(39)
Рейсмусуем доску по толщине.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(40)
И с помощью балеринки вырезаем деревянные диски диаметром 2 дюйма.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(41)
Получаются вот такие блинчики – делаем их с запасом, они колются только в путь ))))

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(42)
Кромки дисков выравниваем кромочной фрезой, и в столе сверлильного станка делам оправку, куда диск встает плотно. По центру каждого диска сверлим потай и установочное отверстие под забивную гайку, и расширяем сквозной канал под болт.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(43)
Блинчики порываем маслом (многократно).

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(44)
Рассверливаем отверстия под усы забивных гаек и устанавливаем их в центре каждого диска. Вот на этом этапе оно и может треснуть )))

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(45)
У меня треснуло два диска. Но не случилось ничего, чего нельзя было бы исправить с помощью эпоксидной смолы. Все трещины заливаются на этапе проклеивания гаек, и колесо снова становится прочным. А трещину в собранном устройстве все равно видно не будет.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(46)
Теперь надо собрать все вместе. Для начала изготовим поперечины, соединяющие сухари – из 6 мм МДФ. Отпиливаем по размеру, сверлим, растачиваем круглое отверстие в овальное с помощью надфиля.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(47)
Примеряем, убеждаемся что все соосно, все совпадает, и все винты хорошо закручиваются. На всякий случай нумеруем все детали, чтобы знать что куда идет.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(48)
Покрываем деталь полиуретановым лаком для защиты. Эта часть не обязательна, не нравится такое покрытие – можно окрасить веселенькой краской и нарисовать ромашки.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(49)
По одной выравниваем поперечины притягивая их к сухарям винтами, промазывая снизу медленно схватывающейся эпоксидкой. В каждой сверлим два отверстия под саморезы, зенкуем их и притягиваем. Когда высохнет эпоксидка – получаем шесть ползунов, ездящих туда-сюда по станине.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(50)
На качалки сверху наклеиваем с помощью эпоксидки полоски наждачной бумаги (грит 80 или 100) – чтобы обрабатываемая деталь не скользила. После этого все собраем на болтах.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(51)
Как работает сие устройство? Берется кривая-косая доска, вытащенная из помойки – страшная как моя жизнь. Стол ровный, а под доской щель – значит имеем лыжу. На самом деле у этой доски был еще заметный винт.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(52)
Укладываем доску на устройство для фугования. Крутим колесики, изменяя высоту и наклон качалок так чтобы доска плотно без зазора прижималась ко всем шести качалкам и сама не ходила ходуном.



Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(53)
Пропускаем через рейсмус первый раз – видим неравномерный съем, где-то больше, где-то меньше, где-то совсем ничего.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(54)
Пропускаем снова, слегка опустив барабан с ножами. Уже лучше.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(55)
Пока наконец не получаем равномерный съем по всей поверхности – это наша база.

Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(56)
Потом снимаем доску с качалок, переворачиваем и рейсмусуем уже обычным способом – относительно ранее созданной базы. Получаем первосортный продукт, конечно меньшей толщины )))) Но с ним уже можно работать – делать кромки, торцевать, фрезеровать пазы, склеивать и так далее. У меня все, обсуждаем, критикуем, предлагаем, делимся своими идеями.
А в следующий раз я вам расскажу как с помощью этой приспособы я у себя в гараже выгоняю из бросовой древесины самодельные мебельные щиты, которые мне обходятся в четыре раза дешевле покупных. И может быть покажу какой-нибудь стеллажик, из таких щитов собранный.


Строим устройство для фугования на рейсмусе

int(57) int(58) int(59) int(60)
Подписывайтесь на наш канал